Главная страница

Гостевая книга

Доска почета

Левши России

Статьи о левшах

Знаменитые левши

Левый форум

Задать вопрос

Ссылки

 
   

 

 

Связь

 С Admin:

Связь с админом

 

 

Прислать статью

Прислать статью на сайт

 

 

 

Счетчики:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Иванович Даль

Влади́мир Ива́нович Даль (10 (22) ноября 1801 22 сентября (4 октября) 1872) российский врач, известный лексикограф и автор Толкового словаря живого великорусского языка.

 

 

Биография

Владимир Даль родился в Екатеринославской губернии, в Луганском заводе. Отец датчанин Иван Матвеевич Даль (1764 1821) (датское написание фамилии: Dahl), принявший русское подданство, человек многосторонне образованный, лингвист (знал в числе прочего древнееврейский язык), богослов и медик. Мать, Мария Даль, немка, дочь переводчицы Марии Ивановны Фрейтаг.

С 1814 по 1819 гг. Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Окончив один курс, он несколько лет служил во флоте; вышел в отставку и поступил в дерптский университет, на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и позволяла накапливать материалы для будущего Толкового Словаря. В 1831 г. Даль участвовал в походе против поляков, причём отличился при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова. За неимением инженера, Даль навёл мост, защищал его при переправе и затем сам разрушил его. От начальства он получил выговор за неисполнение своих прямых обязанностей, но Николай I наградил его орденом. По окончании войны поступил ординатором в СПб. военносухопутный госпиталь. Однако медицина не удовлетворяла Даля, и он обратился к литературе, причём близко сошёлся с А.С. Пушкиным, Жуковским, Крыловым, Гоголем, Н.М. Языковым, князем Одоевским и др. Первый опыт (Русские сказки. Пяток первый, СПб. 1832 пересказ народных сказок) обнаружил уже этнографические наклонности. Книга эта навлекла неприятности на автора. По доносу Булгарина она была запрещена, и Даль взят в Третье отделение, но в тот же день выпущен благодаря заступничеству Жуковского. Тем не менее Даль долго не мог печататься под своим именем.

Семь лет он прослужил в Оренбурге, путешествовал по краю и участвовал в несчастном хивинском походе 1839 г.. В 1836 он приезжал в Петербург и здесь присутствовал при трагической кончине Пушкина, от которого получил его перстень-талисман. Все это время Даль не оставлял и медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых статей в защиту гомеопатии принадлежит Далю: Современник 1838, № 12).

В 18341839 гг. Даль выпускает свои Были и небылицы. В 1838 он выбран за свои естественноисторические работы в член-корреспонденты Императорской академии наук; в 1841 назначен секретарём к Л.А. Перовскому, а потом заведовал (частно) особой канцелярией его, как министра внутренних дел. Вместе с Н. Милютиным составлял и вводил Городовое положение в СПб.. За это время им напечатаны статьи:

  • Полтора слова о нынешнем русском языке (Москвитянин, 1842, I, № 2)
  • Недовесок к этой статье (там же, часть V, № 9)
  • брошюры О скопческой ереси (1844, редкость (другая записка о законодательстве против скопцов напечатана в Чтениях общ. ист. и др. 1872, кн. IV.)
  • Об убивании евреями христианских младенцев (1844)
  • повесть Похождения X.X. Виольдамура и его Аршета (1844)
  • Сочинения Казака Луганского (1846).
Памятная монета Банка России посвящённая 200-летию со дня рождения В.И. Даля
Памятная монета Банка России посвящённая 200-летию со дня рождения В.И. Даля

В то же время Даль составил для военных заведений учебники ботаники и зоологии и напечатал ряд повестей и очерков в Библиотеке для Чтения, Отечественных Записках, Москвитянине и сборнике Башуцкого Наши, в том числе статьи:

  • О русских пословицах (Современник, 1847, кн. 6)
  • О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа (Иллюстрация, 18451846, 2-е изд. СПб., 1880)

В 1849 назначен управляющим нижегородской удельной конторой и прослужил на этом посту, доставившем ему возможность наблюдать разнообразный этнографический материал, до 1859, когда вышел в отставку и поселился в Москве. За это время напечатаны статьи и сочинения:

  • О наречиях русского языка (Вестник Императорского Русского Географического Общества, 1852, кн. 6; перепечатана в Толковом Словаре)
  • Матросские досуги, написанные по поручению князя Константина Николаевича (СПб., 1853)
  • ряд статей о вреде одной грамотности без просвещения (Русская Беседа, 1856, кн. III; Отечественные Записки, 1857, кн. II; СПб. Вед., 1857 № 245)
  • целая серия очерков (100) из русской жизни (отдельное издание Картины из русского быта, СПб., 1861)

В Нижнем приготовил к изданию свои Пословицы и довёл обработку словаря до буквы П. Вскоре после переселения в Москву, начал выходить

  • Толковый словарь (1-е изд. 1861 − 68; второе изд. СПб. 1880 − 82)

и напечатан другой капитальный труд всей жизни:

  • Пословицы русского народа (М., 1862; 2 изд. СПб., 1879).

За это время появились в печати сочинения и статьи Даля;

  • Полное собрание сочинений (СПб., 1861;:2 изд. СПб., 1878 − 1884)
  • Повести (Спб., 1861)
  • Солдатские досуги (2 изд. СПб., 1861)
  • Два сорока бывальщинок для крестьян (СПб., 1862)
  • записка о русском словаре (Русская Беседа, 1860, № 1)
  • полемика с Погодиным об иностранных словах и русском правописании (Русский, 1868, №№ 25, 31, 39, 41)

В 1861 за первые выпуски Словаря получил константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1868 г. выбран в почётные члены Императорской академии наук, а по выходе в свет всего словаря удостоен ломоносовской премии.

Собранные песни отдал Киреевскому, сказки Афанасьеву. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин Даля поступило в Имп. публ. библиотеку и вошло впоследствии в издания Ровинского.

Умер Даль в Москве 22 сентября (4 октября) 1872 г.

Ни морской корпус, ни медицинский факультет не могли дать Далю надлежащей научной подготовки, и он до конца дней остался дилетантом-самоучкой. На свой настоящий путь Даль попал чисто инстинктивно, и собирание материалов у него шло сначала без всяких определённых научных целей. Только личные отношения к писателям пушкинской эпохи, а также к московским славянофилам, помогли ему сознать своё настоящее призвание и поставили определённые цели деятельности.

Его словарь, памятник огромной личной энергии, трудолюбия и настойчивости, ценен лишь как богатое собрание сырого материала, лексического и этнографического (различные объяснения обрядов, поверий, предметов культуры и т.д.), к сожалению, не всегда достоверного. Даль не мог понять (см. его полемику с А.Н. Пыпиным в конце IV т. Словаря), что ссылки на одно русское ухо, на дух языка, на мир, на всю Русь, при невозможности доказать, были ли в печати, кем и где говорились слова в роде пособ, пособка (от пособить), колоземица, казотка, глазоем и т.д., ничего не доказывают и ценности материала не возвышают. Характеристичны слова самого Даля: с грамматикой я искони был в каком-то разладе, не умея применять её к нашему языку и чуждаясь её не столько по рассудку, сколько по какому-то тёмному чувству, чтобы она не сбила с толку и т.д. (напутное слово к Словарю).

Этот разлад с грамматикой не мог не сказаться на его Словаре, расположенном по этимологической системе гнезд, разумной в основе, но оказавшейся не по силам Далю. Из-за этого у него дышло (заимствованное из нем. Deichsel) стоит в связи с дыхать, дышать, простор с простой и т.д. Тем не менее, Словарь Даля до сих пор является единственным и драгоценным пособием для каждого занимающегося русским языком. Даль один из первых занимался также русской диалектологией и был превосходным практическим знатоком русских говоров, умевшим по двум-трём сказанным словам определить местожительство говорящего, но никогда не мог воспользоваться этим знанием и дать научную характеристику знакомых ему диалектических особенностей. Как писатель-беллетрист Даль теперь почти совсем забыт, хотя в своё время высоко ставился такими ценителями, как В.Г. Белинский, И.С. Тургенев и др.

Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошёл, и главная заслуга его в этой области заключается в широком пользовании этнографическим материалом. Своей этнографической ценности некоторые очерки Даля не утратили до сих пор.

Адреса в Санкт-Петербурге

1841лето 1849 года домовая Благовещенская церковь Министерства внутренних дел Александринская площадь, 11.

Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их

В 1841 году назначен министром внутренних дел с сохранением должности товарища министра уделов граф Лев Алексеевич Перовский. При нём учреждена особенная канцелярия министра [1], где в 1841 году управляющим был назначен Владимир Даль. Он был подключён к расследованию убийств в западной части Российской империи, итогом которого стало анонимное издание для служебного пользования Розыскание о убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их (1844 г.;, изданного тиражом в 10 экземпляров (с именем Владимира Даля переиздано в 1913 г.).

В том же 1844 году вышло тиражом 100 экземпляров неаутентичное анонимное издание Сведения об убийствах евреями христиан для добывания крови, перепечатанное в 1878 году журналом Гражданин (№№ 23-28). Редакция сообщила, что это сочинение приписывалось тайному советнику Скрипицыну, директору Департамента духовных дел иностранных исповеданий [2], исполнившему эту работу по распоряжению министра внутренних дел, графа Перовского для представления Государю Императору Николаю I, наследнику цесаревичу, великим князьям и членам Государственного Совета [3]. Однако основная работа [Скрипицын, Валерий Валериевич| Валерия Скрипицына] была связана с отношением с римско-католической церковью [4] и не была связана с уголовным розыском.

По мнению американского публициста Семёна Резника (изложенному в статье Кровавый навет в России),[1] подлинным автором Записки является директор департамента иностранных исповеданий В.В. Скрипицын, а напечатан и приписан Далю этот труд оказался лишь в 1913 году, в преддверии дела Бейлиса. Но мнение Резника, очевидно, совершенно не соответствует действительности, поскольку произведение Даля Об убивании евреями христианских младенцев (1844 г.) упоминается также и в статье профессора С.К. Булича Даль[2] в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (18901907 гг.), и притом задолго до названной Резником даты.

 Цитата

Ни призвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности... Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. (...)
В. И. Даль.

 

 
     
 

 

Опросы сайта

 

1.Как вы относитесь к левшам?

2.Как вам новый дизайн?

 

 

Кнопка сайта

Разместите html-код нашей кнопки у себя на сайте:

 

Идея/Автор/Дизайн и верстка/ by LD_Sergius 2005-2008 

время загрузки 2:26 при 28,8 кбит/с